Асфальт, независимо от марки и типа, в основе состоит из следующих компонентов:
![](assets/images/09.jpg)
-
щебень или гравий –
формирует защитный каркас готового покрытия. При строительстве дорог с интенсивным движением их присутствие в асфальте обязательно;
-
песок –
является наполнителем. В готовом асфальтовом покрытии он участвует в распределении давления и передаче его к грунту. На практике чаще всего используется искусственный песок, который получается при дроблении скальных пород;
-
минеральный наполнитель –
предназначен для заполнения остаточных пустот. Он позволяет асфальту выдерживать высокие нагрузки без растрескивания. В качестве такой добавки используется известняк, песчаник или мел, измельченный до пылеобразного состояния;
-
битум –
необходим для придания асфальту текучести на первом этапе укладки и упругости после его затвердевания. Его доля в смеси достаточно незначительна и варьируется в пределах 4–10%.
Соотношение содержания песка и щебня/гравия – один из важнейших показателей, который определяет область применения того или иного типа покрытия.
По соотношению песка и щебня/гравия выделяют следующие категории асфальта: А, Б, В, Г, Д.
Категории асфальта: А, Б, В, Г, Д
Асфальт делят на следующие категории:
- высокоплотный – состав щебня более 60%;
- категория А – состав щебня 50–60%;
- категория Б – состав гравия или щебня 40–50%;
- категория В – гравий или щебень составляет порядка 30–40%;
- категория Г – песок из отсева дробления не превышает отметку в 30%;
- категория Д – песок либо смеси с отсевами дробления не превышают отметку в 70%.
Чем позже стоит в алфавите соответствующая буква, тем большим является процент песка в типе асфальта.